Палаевка. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

03.04.19 _ Духовники об унынии и радости

«ХОЧЕШЬ РАДОВАТЬСЯ? – ПОНЕСИ ПРЕЖДЕ КРЕСТ»

Духовники об унынии и радости

 

Что надо, чтобы жить и радоваться? Во-первых – жить. А во-вторых – радоваться! Это из детских разговоров. А почему у взрослых так не получается? И что делать? Рассуждают пастыри.

Великопостная арифметика радости

Блиц-интервью с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове – митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым.

Вычитание из жизни скорбей и дробь самопознания

– Отец Валериан, почему люди, в то время как могли бы радоваться, часто сегодня унывают?

– Про преподобного Серафима Саровского в псалме поется: «Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий, Душу готовый отдать за других!»… Корень всех страстей – гордыня. Это когда человек что-то мнит о себе, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда правда хотя бы только приоткрывается, что он на самом деле не таков, – унывает. Это же он даже не в себе разочаровался, а в своих фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы он не пришел в отчаяние.

– Да, совсем другое дело – от Исповеди к Исповеди пытаться увидеть себя таким, какой ты есть, перед Крестом и Евангелием на аналое, уповая в своем спасении – на Господа, а не на свои «заслуги».

Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение

– О себе вообще лучше высоко не думать. Есть такое сравнение: человек подобен дроби, числитель – это то, что ты из себя на самом деле представляешь, а знаменатель – это, что ты о себе думаешь; чем больше ты о себе воображаешь, тем меньше величина дроби. Если страсти произрастают из гордыни, то основа всех добродетелей – смирение. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если смиришься, больше половины скорбей перестанет в жизни существовать».

Пост умножает радость

– В сознании светского человека часто все понятия перевернуты – вот сейчас идет Великий пост, так люди нецерковные ужасаются: «Это что же, и телевизор не посмотреть? Ни вкусного тебе, ни развлечений?!» Мол, как же тут не «заунывать»?

– Наоборот, пост умножает радость! Есть в Уставе дни строго поста – это особое покаянное время, а покаяния без радости не бывает. А вот тебе уже пищу с растительным маслом можно, человек даже этого не замечает, а радости прибавляется. Потом, глядишь, уже и рыба разрешена, – снова радость! А разговение – велие утешение, то есть большое.

Раньше и без поста дома не всегда было то же растительное масло. А сейчас, как пост начинается: «Что же это, одну только кашу есть?» – возмущаются люди. Да раньше, особенно в последние годы войны, если бы кашу предложили – человек бы уже, что называется, наверху блаженства себя ощущал. «Один хлеб, что ли, есть?» – недоумевают в наши дни. Да когда-то и краюха хлеба – была радость! Вот мы и ходили всегда радостные! Что-то есть, и то – слава Богу!

А непостящиеся да всем пресыщенные даже и не догадываются, почему они унылые такие. Это и супружеской жизни касается. Если воздерживаться время от времени, то любящие всегда будут желанны друг другу.

Греки, кстати, слово «уныние» как любопытство переводят. Наш русский мыслитель Иван Ильин отмечал, что любопытство, как пылесос, затягивает все подряд, не разбирая, что именно, – лишь бы что-то новое. «Каждый миг, – пишет он про любопытного, – его надо чем-то новым утешить, чем-то новым обнадежить. Напряженно всматривается и вслушивается он в мир: не промелькнет ли там что-нибудь новое. Что? – Неважно! Что-нибудь неизвестное, неиспытанное, неслыханное. Иначе – иначе грозит скука...».

Закономерные последовательности

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Иван ЖукПротоиерей Валериан Кречетов. Фото: Иван Жук– «Уныние – скуке внука, а лени – дочь», – приговаривал преподобный Амвросий Оптинский.

– Да, и лень, как кто-то подметил, – двигатель прогресса. Но и она же – его результат. Вот сейчас, во дни Великого поста, молитва преподобного Ефрема Сирина читается: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…».Действительно: сначала праздность, а потом и уныние за ним идет.

– А про уныние святые отцы говорили, что оно есть расслабление души и тела…

– Да, сейчас у молодежи такое слово популярно даже: «расслабиться». Боже упаси! Чтобы расслабленными быть?! Вот и унывают.

– Какой-то замкнутый круг. Есть же такое выражение: «бес крутит». Хотя, говорят, и бывает уныние под маской кипучей деятельности, но она же тоже вся какая-то пустая, как центрифуга, когда человек уже не осознает: что делает, зачем? «Бумажки с места на место перекладывать?» – как негодует, бывает, схиархимандрит Илий (Ноздрин) на погружение в московскую суету, благословляя людей возвращаться к земле.

– Преподобный Серафим Вырицкий, чью память как раз отмечаем, говорил: «Россия будет жить от земли». Нам вот раньше некогда было ни скучать, ни лениться, – оттого и не унывали! Когда росли, нам и воду таскать надо было, и дрова колоть, как весна – так копать, сажать, поливать, потом – полоть, окучивать, после – собирать урожай. Не потопаешь – не полопаешь. Мы так и привыкли трудиться. Я и сейчас не понимаю: какое вообще уныние может быть? Мне вот времени не хватает! Когда унывать-то? Некогда! Это когда время «не знаешь куда деть», – заунываешь, конечно; а если некогда, то и не до уныния будет!

Сегодня уже до того додумались, что «лентяйку» придумали: даже чтобы включить телевизор, с дивана не слезают. Теленаркомания обычным явлением стала. Люди, к сожалению, забыли первоначальное название кинематографа: «Иллюзион», – то есть это иллюзии. Вот и живут какими-то призраками, миражами. Отсутствие реальной жизни и заставляет современников накручивать несуществующие проблемы: то не так, это не эдак – и постоянно чувствовать себя несчастными...

– Говорят же, враг действует через воображение.

– Святые отцы и называют его «художником», он картины перед мысленным взором человека малюет. Бывает, что-то из прошлого начинает напоминать, подстрекая на злопамятство. Или, по большей части, о будущем заставляет грезить. Причем знает, кому что подсунуть. Одним страхи нагоняет. Молодежь в основном мечтательностью о какой-то несбыточно роскошной жизни, полной феерических удовольствий, соблазняет, чтобы они потом, обманутые, как раз-таки заунывали. Сказано: две вещи люди делают безумно – мучаются тем, что уже прошло, или тем, что еще не наступило.

Погашение задолженностей

– Но это же все тоже по гордыне, когда человек себя окаявает: «Да как я мог?!!» (а кто ты, собственно, такой, чтобы не падать?) – или с какими-то обстоятельствами не может примириться: «За что?», или страшится их?

– То, что мы получаем в жизни, – это еще не по грехам нашим. Скажи человеку, что по грехам ему что-то послано, он еще больше заунывает, пожалуй. Нет, в Писании сказано: «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам» (Пс. 102, 10). То есть то, что в жизни происходит, – это мы по милости получаем, а не по грехам! По грехам-то нашим могло быть и хуже.

– Преподобный Паисий Святогорец как раз говорил: «Противоядие от уныния – славословить Бога»!

– А то, бывает, причитают: «Ох, жизнь такая тяжелая!» Спрашиваю: «А аборты у вас были?» – «Да, да…» – «Знаете, за одно только убийство собственного ребенка – а это убийство! – по земным законам раньше давали 25 лет каторги. А сроки еще и суммируют: за два убийства – 50 лет, за три убийства – 75 лет каторги. А вы на свободе...».

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что уныние бывает от неправильного взгляда на скорби, когда человек «засматривается» на них, как на нечто непреходящее. Но если трезво оценить свои грехи, то получается…

Крест посылается человеку для того, чтобы душа очистилась

– Крест посылается человеку для того, чтобы душа очистилась. Как только скорбь или болезнь принесла внутреннюю духовную пользу, Господь может снять или облегчить крест. Премудрый Соломон написал себе на кольце: «Все проходит, пройдет и это».

Святые отцы, зная, что за терпение скорбей Господь прощает грехи, сами искали, от кого бы что потерпеть. Нам-то зачастую и искать не надо. Просто потерпи того, кто рядом, – это ж благодетель твой! Сам Господь дает так тебевозможность простить: ты простил – тебе какой-то бывший грех простился, – так твоя задолженность будет хотя бы отчасти списываться. А когда осознаем, насколько наш собственный долг велик, то всеми силами будем стараться «прибылью» его гасить: «любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы» (Мф. 5, 44).

– У верующих, получается, что ни случись – радуемся, благодарим! Даже согрешая, ведь покаяться можем, – тоже радость!

– Сказано же: «Яко с нами Бог разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» (Ис. 8, 9). Мы при таком покровительстве просто не имеем права унывать! Уныние – оттого, что забываем Бога.

Когда мы не будем видеть скорбного?

Блиц-интервью с духовником Сретенского монастыря Москвы – игуменом Киприаном (Партсом).

Уныние – это следствие нарушения заповедей Божиих

– Отец Киприан, в чем выражается уныние?

– Это тяжелое безотрадное состояние. Радости нет, все не так человеку. Бывает, кто-то грешит – лишние тортики уплетает, но он по крайней мере в этот момент радуется.

– Да, святые отцы говорят: «Все демоны учат душу сластолюбию. Один демон печали не берется это делать, даже расстраивает помыслы об удовольствиях...».

– Но пока человек еще предается удовольствиям в страстях, мнит, что «жизнь удалась», он какое-то время еще веселится, но по временам на него все равно уже находит какое-то мрачное предчувствие.

Уныние – не причина, это следствие нарушения заповедей Божиих. Допустим, человек на сквозняке простыл, у него температура повысилась, но повышенная температура – это не причина, а следствие заболевания. Бесполезно просто сбивать температуру, не леча простуду. Хотя страдает человек от температуры. Но что толку бороться с симптомами, когда надо саму болезнь лечить?

– Как лечить уныние?

Надо бороться не с самим унынием, а с тем от чего оно происходит

– Терпение, молитва и труд все перетрут, все исправят. Надо бороться не с самим унынием, а с тем, отчего оно происходит. Не со следствием разбираться, а с причинами. Если человек воровал – перестать воровать, чревоугодничал – нужно воздержание в пище и т.д. Если же причину – угождение страстям – оставить при себе, уныние не одолеешь. Для того-то пост и дается, чтобы подумать о своей душе, проявить к ней милость, потрудиться для ее спасения.

– Человеку нецерковному от уныния не исцелиться?

– А такой человек и не живет. Господь сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22). Лечат-то живых. А мертвого как лечить?

Выход один – не идти у себя на поводу

– А есть разница между унынием и депрессией?

– На русский язык переведите слово «депрессия».

– Подавленность.

– Это и есть следствие угождения страстям. Например, грех против целомудрия святые отцы называют естественной смертью души и тела. Соответственно, какие состояния будут постигать согрешившего этим смертным грехом? Радости? Счастья? Один раз пал, другой, а если постоянно пребываешь в этом грехе, – каково тебе будет? Отдающий свое тело на блудные грехи делает себя логовом падших духов, – какие состояния при этом будут в душе? Безотраднейшие. Ад! Вот вам и депрессия.

– Как правило, на женщин тут же сыплются советы: волосы покрасить, новые наряды приобрести…

– Поупражняться в тщеславии? Так следствием тщеславия и будет опять то же самое уныние. Человеку плохо, покрашу волосы в фиолетовый цвет, – опять худо. Это как у наркомана. Тщеславие является, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), «кровяным чувством», услаждение им ведет к унынию. Унынию свойственна тяга что-то постоянно менять, поменяли – вот вам и новый виток тщеславия.

– А выход из этого замкнутого круга какой?

– Выход один – не идти у себя на поводу. До чего дошли – ногти красят в чёрный цвет, инфернальный. Как эпидемия. Чем дальше – тем страшней. Говорят: «Это я для себя». Нет ведь, на публику работают. Не думаем только, что с репейника смоквы не собирают.

– У кого-то из подвижников есть такое сравнение: когда ждешь любимого, ты весь сосредоточен, тебе хочется тишины, уединения – «Се Жених грядет в полунощи…»; а если ты интуитивно чувствуешь, что встреча с тем, кого выбрала твоя душа, будет ужасна, то пытаешься всячески отвлечься, включить как можно громче музыку и т.д.

– Как отмечает преподобный Исаак Сирин, уныние от празднословия и развлечений утихает лишь на время, а потом опять восстает с большей силой. Так, люди зачастую вместо того, чтобы бороться с унынием, наоборот, его в себе увеличивают. Нет, чтобы пресекать в себе корни уныния, наоборот, их удобряют.

Христианская радость вопреки

Игумен Киприан (Партс). Фото: иером.Игнатий (Шестаков)Игумен Киприан (Партс). Фото: иером.Игнатий (Шестаков)– То же самое и в отношении постоянных путешествий или походов по культурным мероприятиям, чтобы как раз-таки «развеять скуку»?

– Это не исцеляет. Наше уныние придет туда, куда мы собираемся, раньше нас.

– А здесь не действует правило: клин клином вышибают? Иногда святые отцы говорят: можно выбрать меньшее зло, чтобы избавиться от большего.

– Бывает такое, когда, например, ненависть расторгает долгую узду прелюбодеяния. И дивно дело, что Промыслом Божиим бес беса изгоняет. А уныние не существует само по себе, оно следствие. Поэтому его, как ни вышибай, не вышибешь, если не искоренять причины.

Правда, допустим, если у человека работа связана с каким-то монотонным трудом, тогда смена деятельности временами ему просто необходима. Представьте, стоять на конвейере и изо дня в день одну и ту же гайку закручивать. Тяжело. Даже в лагерях, вспоминали, работа на валке леса была хотя и тяжела, но порой предпочтительнее других изнурительно монотонных нарядов внутри лагеря, потому что по крайней мере она разнообразна.

Из житий некоторых подвижников также известно, что, неся послушания, например, по переписыванию книг, они иногда приходили потрудиться в хлебню, чтобы как-то разнообразить будни физическим трудом и не прийти в уныние.

Еще в миру, по юности, помню, был такой случай: один молодой человек, которому еще и 30 лет не было, пережил уже несколько инфарктов, и ему кардиолог посоветовал: «Поезжайте на рыбалку!» И он, послушав совет врача, забыл об инфарктах! Значит, на природе он отключался от всех своих проблем. Это была медицинская мера.

Да даже если просто человек живет в Москве, много работает, тратит каждый день уйму времени, чтобы добраться до работы и обратно, – замечательно же, если он выберется на недельку на природу. Сплавится где-то по сибирской речке на байдарке. У костерка посидит вечерами. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если хочешь отдохнуть, иди на природу». Уныние бывает и от переутомления.

Если мы будем причины уныния полагать вне себя, то это будет ошибкой

Но отдых отдыху рознь. Если отдыхающий на рыбалочку бутылочку привык брать, то какой же это отдых? Ну, упился... И какой смысл?

– А в принципе жизнь в мегаполисе может способствовать унынию?

– Если мы будем причины уныния полагать вне себя, то это будет ошибкой. Вспомните, апостолов посадили в тюрьму, ноги в колодки забили, а при этом они пели молитвы, Бога славили. Не унывали же? Казалось бы, по-человечески рассудить, они даже по темнице передвигаться не могли – в колодках сидели, какое у них должно было быть состояние?.. А они радовались!

Когда на первом месте Господь

– Часто уныние бывает при каких-то тяжелейших заболеваниях, когда, например, человека парализовало, – как тут не заунывать?

– А у блаженной Матроны Московской тяжелое было заболевание или нет? А она не унывала! И сколько таких! Был еще, например, блаженный Матфей Мальский под Псковом, который 45 лет вообще на одном месте пролежал, да так, что даже повернуться не мог. Но скольким он помогал! К нему отовсюду народ шел за молитвой, за советом, за утешением. И никакого уныния!

Выше сил Господь креста не попускает. А неизбывных скорбей в этом мире не бывает, потому что сама эта жизнь скоротечна. Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у нас на первом месте будет Господь, то какое в присутствии Божием может быть уныние? Оно тогда невозможно! Когда в душе будет радость? Когда Господь будет на первом месте! Вот и все. Вот это настоящая жизнь.

Если же в моем сердце на первом месте что-то другое, оно станет для меня идолом. А что идол делает с душой? Он делает ее подобной себе – мертвой. Как у пророка Давида сказано: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: ушы имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня» (Пс. 113, 12–16). А какое же будет следствие у этого умерщвления души, как не унылое, безрадостное состояние? Может быть, какие-то плотские утешения, пока еще душа в теле, и будут у человека. А потом?.. Да и здесь ничто преходящее душу не успокоит. Какая житейская сладость печали не причастна?

– Дальше у Давида в приведенном вами псалме строчка: «Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть» (Пс. 113, 17). Можете пример привести: что происходит, когда у человека в сердце Господь на первом месте?

– Архимандрит Павел (Груздев) писал из лагеря домой: «Мы должны от Господа принимать не только радостное, но и скорбное. А скорбного я еще и не видел...». И это пишет человек, которому следователь на допросах все зубы выбил! Один оставил. И то, видимо, потому что не достал – зуб мудрости, наверно. Вот, пожалуйста! Это человек, который духом жил с Господом. Из лагеря пишет: скорбного не видел. Он не сочинял, писал от сердца.

«Радость – цель; крест – средство»

– «Чистому все чисто» (ср.: Тит. 1, 15). У Марка Подвижника есть слова о том, что тоска – это еще иногда и крест духовный, посылаемый к очищению прежде бывших согрешений.

– Там же он еще указывает, что тоска происходит и от других причин: «от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верою и надеждою мы часто бываем скудны, оттого и томимся».

– А могли бы и в скорбях радоваться?

– Если правильно к ним относиться. У преподобного Макария Египетского есть слова о том, что «тело человеческое создано из земли, а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах». Это он и говорит как раз про скорби, которые нам просто необходимы, чтобы наши души плодоносили.

Вообще, чтобы для самого себя разобраться и дать правильное направление своему уму, надо, конечно, читать святых отцов. Если человека какая-то страсть одолевает, то же уныние, надо брать книгу и читать: что об этом писали святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Феофан Затворник, оптинские старцы. Люди смиренномудрые, с духовным разумом, которые четко видели, что происходит в душе у человека. Вот сейчас Крестопоклонная неделя. «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест, – писал святитель Феофан Затворник. – Радость – цель; крест – средство».

Потрудиться надо! И в чтении святых отцов тоже. А если к себе применим, да об исправлении души своей позаботимся, то «радости вашей, – как сказал Господь, – никто не отнимет от вас» (Ин. 16, 22).

 

С протоиереем Валерианом Кречетовым
и игуменом Киприаном (Партсом)
беседовала Ольга Орлова

3 апреля 2019 г.

 

Изборский праведник болящий Матфей

https://pskovo-pechersky-monastery.ru/paterik/2-izborskij-pravednik-bolyashchij-matfej

В 1905 году, 15 июня, в Изборске, в селе Малы, Псковской губернии, тихо скончался после тяжкой болезни крестьянин Матфей Кондратьев. Более 45 лет он не поднимался со своей постели. За эту долгую болезнь народ прозвал его “болящим”. Благочестивые люди так и записывают его имя в семейных синодиках – болящий Матфей, хотя болезнь телесная – удел только нашей земной жизни.

Помимо репутации праведника за свою угодную Господу жизнь, добрые дела и наставления приходившим к нему, “как надо жить no-Божьему”, он пользовался авторитетом среди простого народа в обыденных, житейских делах и был в некотором роде “юрисконсультом”, которому народ более верил, чем чиновникам. По вопросу ли раздела наследства, податей, распределения имущества между отдельными членами семьи,– народ шел к нему, и что Матфеюшка скажет, то так и делалось.

Несмотря на свою безграмотность, Матфей был чрезвычайно сведущим в делах веры и ее догматах, так что к нему очень многие присылали лиц, впавших в раскол, и он с успехом наставлял их в основах Православия и доказывал ложность их учения.

Женское население приписывало Матфеюшкиным молитвам особую силу вымаливать у Бога детей для бездетных, и в доказательство приводились факты с точным указанием времени, места действия и фамилии.

Как бы то ни было, но слава о Матфее болящем была распространена очень далеко. К нему ездили и обращались люди разного звания и самых разнообразных слоев общества из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и даже с Кавказа. Народная молва упорно называла среди его посетительниц двух важных княгинь, приезжавших якобы к нему тайно. Но жена Матфея и Мальский священник передавали, что его, действительно, посетила однажды фрейлина великой княгини Александры Иосифовны, привозившая ему от имени ее высочества деньги на построение нового, задуманного им придела в честь преподобного Онуфрия Мальского, и серебряное подвенечное платье великой княгини, пожертвованное на священнические облачения для нового храма. Фамилии фрейлины никто не помнил; знали только, что зовут ее Анной Александровной, отсюда и создалась легенда, в которой фантазия народа в лице неведомой ей фрейлины видела саму великую княгиню. Этот факт еще более поднял авторитет Болящего среди народа. Во всяком случае, нет сомнения, что известность изборского праведника не ограничивалась одним крестьянством, мещанством и купечеством, но достигала и высших столичных сфер.

Небольшая деревня Малы, место родины Матфея, представляет собой обычный тип деревни Псковской области. Дом Матфея, однако, выделялся из остальных одной странностью: сторона его, выходившая фасадом на улицу, была совершенно лишена окон, на азиатский манер. Эта изба была выстроена так уже после болезни Матфея, со специальной целью: предохранить больного от уличного шума и нескромных взглядов прохожих и многочисленных любопытных, толпой собиравшихся перед его домом.

Комната, где почти всю свою жизнь безвыходно пролежал Матфеюшка, представляла из себя темную каморку, размерами не превышающую несколько квадратных метров, в которой, кроме деревянной кровати, без матраца, прикрытой простыней, и такого же стола с табуреткой, больше ничего не было, да не могло бы и поместиться, даже при желании. Отсутствие вентиляции и солнечного света, скупо проникавшего в нее лишь через небольшую дверь из соседней, тоже почти полутемной комнаты, низкие потолки делали воздух донельзя спертым. Тут и здоровый человек при такой обстановке не вынес бы и дня, не только десятки лет, как Матфей Кондратьев. Невольно приходится удивляться, до какой степени вся физическая сторона жизни отходила у него на задний план, была почти чужда ему, и лишь душа его бодрствовала в столь бренном теле, при столь ужасной обстановке, и не только не угасали силы ее, но, напротив, продолжали гореть до конца ярким пламенем.

Как утверждала жена Матфея, он болен был не параличом, а суставным ревматизмом, который скрутил его в конец и приковал к постели на долгие годы. Матфей заболел впервые годам к 18-ти, когда был еще холостым. Затем поправился и женился на Анне Федоровне Голубкиной. Происходил он из богатой семьи, его родители имели свою мельницу, стоявшую на ручье. Парень он был работящий, смирный, на здоровье никогда не жаловался... Года 2-3 продолжалась их счастливая семейная жизнь. Вскоре у них родился сын. Мальчик был шустрый, здоровый, но к 5-ти годам Господь забрал его к Себе.

Однажды Матфей поздней осенью в сильную непогоду перекрывал крышу и простудился. К вечеру стало ломить все кости. Истопив баню, он выпарился, надеясь получить облегчение, но ничего не помогло. Болезнь стала прогрессировать, так что Матфей скрючился весь и не мог владеть ни одним членом своего тела. Кроме того, Матфей страдал еще от желчно-каменной болезни. После этого случая Матфей уже не вставал с постели до своей смерти.

Настоящим мертвецом казался праведник на своем ложе, да и немудрено: 45 лет пролежал он без движения на кровати, от физической жизни почти ничего в нем и не осталось. Вся жизнь его была сосредоточена на одной духовной стороне.

Страдал он временами немилосердно, что усугублялось еще невозможностью пошевельнуться самостоятельно, без посторонней помощи, но никогда не показывал своих мучений перед другими. Да, сильной воли был человек, доброты непомерной и обладал весьма любвеобильным сердцем.

Никогда не слышно было от него, чтобы он возроптал на кого-нибудь, пожаловался бы на свое тяжелое положение, раздражился... Всегда ровный, улыбающийся своей кроткой и даже веселой улыбкой, он сам еще ободрял всех приходивших к нему со своими страданиями, утешал их, наставлял, давал советы, кому как поступить в данном случае, как жить, и щедрой рукой помогал бедным и неимущим. Все, что жертвовали ему, шло или на храм, или раздавалось другим, но ни копейки не оставлял он для себя, для своей семьи.

При жизни Матфея приношения стекались к нему со всех сторон: десятки тысяч проходили через его руки; он выстроил на них Божий храм, щедрой рукой помогал бедным и ни копейки не удержал для себя, на нужды своей семьи, хотя имел на это полное право, т. к. большинство денег передавались прямо ему, на его личное усмотрение.

И что же? Никому из членов его семьи и в голову не приходило, что они могут воспользоваться хотя бы копейкой из этих тысяч для улучшения своей личной жизни. Как жили они тяжким трудом своих рук, так продолжали жить и после болезни Матфеюшки.

Матфеюшка был безграмотен, но память у него была исключительная. При нем была в качестве добровольной послушницы некая пожилая женщина – Евдокия Туманова, крестьянка соседней деревни; в течение десятка лет она безвозмездно прислуживала ему и вела всю его обширную переписку и приходно-расходные книги. Но Матфеюшка сам все держал в своей памяти до мельчайшей подробности: сколько кому выдано и на какое дело, сколько денег от кого получено, и нередко поправлял свою “секретаршу”: та посмотрит в книжку, и точно; что сказал Матфеюшка, так оно и есть, так и записано в свое время.

Роль сиделки при больном была очень тяжелой. Когда ему надо было приподнять голову, чтобы дать напиться или поесть, то вместе с головой приходилось приподнимать и все туловище, т. к. шея была сведена и лишена самостоятельного движения. Ел же Матфеюшка поразительно мало: единственной пищей, которую он мог проглотить, служила ему жидкая кашица, а последние годы он питался исключительно просфорой, размоченной в чашке с водой. В этом состояла вся его пища.

Александр Иванович Дегожский, священник погоста Малы, с женой своей, рассказывали, что монахи из Печерского монастыря уговаривали Матфея переселиться к ним в обитель и принять монашество, но больной не захотел. “Какой я монах! – говорил он им в ответ,– я – живой труп, монашеского подвига исполнить не могу, в церковь ходить – тоже. А лежать и молиться все равно и дома можно...”

Так и пролежал Матфеюшка всю свою жизнь, безропотно неся свой крест, показывая нам величайший пример терпения, смирения, кротости и покорности воле Божией.

Когда наступил вечер 14 июня 1905 года, Анна Федоровна пригласила местного батюшку. Матфеюшка исповедался и причастился. Затем просил, чтобы его омыли, одели во все чистое, просил зажечь свечи, затеплить перед иконами лампады, положить ему на грудь крест и тогда стал вместе со священником читать себе отходную... Так и отошел он в вечность, тихо, без стона... вздохнул, закрыл глаза и... скончался.

Похоронен болящий Матфей в двух шагах от Мальского храма, как раз напротив входных дверей. Сперва было задумано похоронить его в самой церкви, под алтарем, как строителя храма, и было уже приготовлено место для могилы, но перед смертью, по желанию самого Болящего, этот проект был изменен и его похоронили вне храма...

Мир праху твоему, изборский праведник, на деле и слове умевший возвеличить дух и сохранить его высоким и чистым в полумертвом теле!

Из книги: «Отечественные подвижники благочестия»


Назад к списку