Палаевка. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Из истории села и храма

 

Село Палаевка (Полай веле, Цифтамас)

Историческая справка в основном содержит материалы сайта http://ruzaevka-rm.ru/1127.html

Село Палаевка исконно мордовское село на речках Дивеевке и Палаевке, основанное в 1694 году.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Палаевка - деревня казенная из 94 дворов Инсарского уезда. Название села связано с дохристианскими именами Чевтомас (Цифтамас) и Полай, которые были первопоселенцами, основателями населенного пункта. В актовом документе 1706 года сообщается: «Инсарского уезду деревня Чевтомасовы мордва Полайка Рузаев, Полайка Мелишев с товарищами всею деревнею в прошлом де 202 (1694) году били челом великому государю».

17 июня 1706 года царь Петр I подписал указ, которым Саранскому подъячему Андрею Исаеву предписывалось произвести размежевание спорных земель между татарами деревни Урледим, мордвой деревни Чевтомас, а также мордвой деревни Мураевка. Жители Чефтомаса Полайка Рузаев, Полайка Мелишев и Петрушка Семенов передвинули столбы-грани на смежных землях, покосах и других угодьях в свою пользу, иначе говоря, совершили самовольный захват чужой земли. Но, как видно из того же Указа, крестьяне деревни Чефтомаса еще 1694 году обращались к царю с челобитной, обосновывая свои права на упомянутую землю.

Выходит, в 1694 году перечисленные выше деревни уже существовали. Со временем Мураваевка стала называться Муравьевкой, а Чефтомас - Цифтамасом и Палаевкой.

 Кстати сказать, слово «палай» в переводе на русский означает «целующийся, любитель целоваться».

На территории нынешней Палаевки когда-то располагались две деревни: Цифтамас и Палаевка. Шли годы, население росло, деревни совсем сблизились и слились. Слияние соседствующих населенных пунктов – дело распространенное.

По состоянию на январь 1762 года население Цифтомаса насчитывала 165 человек. По тем временам, это солидное селение.

Христианизация мордвы, как известно, шла медленно. В Чевтомасе многие жители носили языческие имена: Алемашка, Балдашка, Радайка, Несмейка, Тингайка и т.д. Палаевцы легко узнают в них фамилии своих земляков: Алемаев, Несмеев, Богдашкин и т.д. Но к 1762 году в Палаевке уже имелось несколько глав семей с христианскими именами: Николай, Тихон, Григорий, Тимофей…

Озерки - русская деревня

Когда образовалась Озерки? Есть основания предпологать, что эта деревня – ровестница или почти ровестница Палаевки. В карте Инсарского уезда составленной в конце 18 века с Чивтамас-Палаевка, а рядом – Озерки.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии», изданном в 1869 году, в этой деревне насчитывалось 76 дворов. В более поздние годы их количество значительно возросло.

Свое название Озерки получили от небольших озер, когда-то располагавшихся вокруг деревни.

Между русскими жителями Озерок и палаевской мордвой никогда не было трений и вражды. Они жили в дружбе и согласии. Как и положено добрым соседям.

Как здесь жили в старину? Были и зажиточные крестьяне. К примеру, О.С.Лаушкин вместе с купчей землей имел 100 десятин, шесть лошадей, десять коров и полсотни овец. Но рядом с ним жили крестьяне, у которых и хлеба-то досыта не бывало. Многие жили впроголодь, а некоторые и голодали. Особенно трудно приходилось тем, в чьей семье, скажем, один мужщина и пять-шесть женщин, наделы слабому полу не полагались. Десятки крестьян не имели лошадей и коров.

В Палаевке помещиков никогда не было. Поэтому после Октябрьской революции крестьянам этого села передали только сотни полторы десятин земли, отобранных у таких землевладельцев, как Осип Лаушкин. Побольше перепало крестьянам Озерки, где был помещик Фокин.

Грамотностью, население Палаевки и Озерок похвалиться не могло, редко кто умел читать и писать.

Хотя церковно-приходская школа и числилась, но занятия с ребятишками, в основном мальчиками, проводилась в церковной сторожке. Учил их сначала священник Смирнов, а позднее учительница Татьяна Дмитриевна Колыбина. Первые годы новой власти Колыбина одна занималась с детьми в нескольких классах. Ей помогали председатели Палаевского сельсовета Сергей Ефимович Безруков, Василий Родионов, Яков Дивеев, Михаил Сараев и Иван Киреев.

С деревне Озерки провел свои юные годы Евграф Петрович Чемесов (1737, д. Озерки, Пензенская губерния — 1765Санкт-Петербург) — русский художник-портретист, один из крупнейших мастеров-гравёров, конференц-секретарь Академии художеств.

Родившийся в мелкопоместной семье, Чемесов, по обычаю своего времени, шестнадцати лет был определен в гвардейский Семеновский полк. Наверное, его судьба не отличалась бы от судеб тысяч других подобных ему юношей, если бы не великая тяга к искусству. Талантливого поручика приметил всесильный фаворит И. И. Шувалов. Он помог Чемесову получить освобождение от военной службы и поступить в императорскую Академию Художеств. И впоследствии, вплоть до вынужденного ухода с поста президента АХ, Шувалов не оставлял Чемесова своим покровительством.

Палаевский колхоз «Мокша»

Коллективизацию в селе проводили теми же методами, что и в других местах. Первыми колхозниками были Н.М.Кулясов, Т.М.Кулясов, В.И.Тишкин, М.А.Чекашкин и другие.

Колхоз имел на скотном дворе десяток коров и несколько десятков овец и коз. Урожаи с колхозных полей собирали скромные. Исключение составляет 1937 год. Хороший урожай дозревал на полях Палаевки и Озерок и в 1941 году. Но война отодвинула осуществление многих планов государства и колхозников.

Война

Почти все мужчины призывного возраста стали фронтовиками. Взамен ушедшим на фронт мужчин на производство приходили женщины и подростки.

Невиданный патриотизм в годы войны проявили работницы колхозов и совхозов, на плечи которых легли основные заботы по ведению сельского хозяйства.

По призыву тогдашнего председателя колхоза М.И.Алемаева девушки и молодые женщины пошли на курсы трактористов при МТС и спустя некоторое время сели на трактора, пахали, бороновали, сеяли, водили прицепные комбайны. Нелегко жилось палаевцам. Но еще тяжелее пришлось людям, эвакуированным из западных районов страны. К весне 1942 года жители Палаевки приютили 45 человек, делясь с ними всем, что имели.

Храбро сражались палаевцы и озерковцы на фронтах Великой Отечественной войны, терпеливо переносили тяготы военной поры жители села. Овладев профессией механизатора, самоотверженно трудились на колхозных полях А.Ф.Шекова, Е.В.Котлова, М.М.Киреева, М.В.Шинкина. В письмах своим женихам и мужьям они не жаловались на трудности, горячо надеялись на то, что воины с победой вернутся домой. Но война не обходится без жертв. Более 163 палаевских и озерковских мужщин сложили на фронтах Великой Отечественной свои головы. А десятки человек возвратились в родное село инвалидами. Перечень имен приведен ниже во вложенном файле.

Прошли годы, минули десятилетия, но в нашей памяти Великая Отечественная война навсегда останется главным, величайшим по своему трагизму событием ХХ века, во многом определившим судьбы, само будущее всего человечества.

На протяжении всей своей истории Палаевка и Озерки шли рядом, вместе делили радости и горести. У них одна земля, одна и Родина, которую защищали и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну. Еще теснее сблизились после объединения двух маломощных колхозов в один – «Новая жизнь».

Новая жизнь

Жизнь после войны на селе налаживалась медленно. Нелегко пришлось рабочему классу, но еще труднее – колхозникам, труд которых оплачивался весьма скудно. Засушливым был 1946 год. На трудодни получили очень мало хлеба. Имевшиеся до войны сельхозмашины износились, новых не поступало. Закупочные цены на сельхозпродукцию были настолько низкими, что не покрывали расходов на производство. В колхозе то и дело меняли председателей, но положительных результатов это не приносило.

Заметное улучшение в жизни колхоза «Новая жизнь» наметилось с председательством москвича Емельяна Калиновича Ковальчука. Начали выращивать больше конопли. И сдавали государству не трестой, как прежде, а волокном, благо колхозники еще не разучились мять коноплю. Появились деньги в колхозной кассе, начали оплачивать трудодни. Построено было несколько производственных помещений. При Ковальчуке, руководившем колхозом четыре года, денежные доходы хозяйства увеличились в три раза.

Но в 1960 году Емельян Калинович уехал к себе в Москву. После него дела в хозяйстве не шли в гору, хотя некоторые председатели, такие, как Г.А.Матявин и Р.М.Бузаков, пытались не ослабить накал, достигнутый при Ковальчуке.

В начале 1972 года избрали председателем Н.П.Рыбина. Развернулось строительство типовых животноводческих помещений, соорудили крупный зерноочистительный комплекс. Выросли две новые улицы, Дом культуры, торговый центр, школа, административное здание, медпункт, заработал профилакторий, по улицам проложен асфальт, палисадники огорожены общей изгородью. За несколько лет Палаевка превратилась в одно из самых благоустроенных сел не только района, но и республики. Выросла урожайность полей, повысилась продуктивность скота. Очень много объектов было построено и в Верхнем Урледиме. Здесь был маломощный колхоз, который влился в состав «Новой жизни».

Казанская церковь

Важнейшие события жизни тысяч палаевцев и жителей Мордовии связаны с храмом во имя Казанской иконы Божией Матери.

В Палаевке храм сохранился в лучшем состоянии, чем в соседних селах: Болдово, Инсар-Акшино, Архангельское-Голицино (смотри ниже вложенный файл «Мрачная галерея»).

Удивительно: все эти развалины были аккуратно описаны работниками Министерства Культуры СССР, были оформлены Паспорта памятников культуры и истории. Умопомрачение.

Когда колхоз приступил к работе над созданием музея боевой славы и трудовой славы. Под него решено было приспособить деревянное здание местной церкви, которая с 1963 года не действовала. Когда здание было отремонтировано, оно по просьбе верующих было возвращено им. И 12 июля 1989 года она была открыта Храм является украшением с.Палаевка и всей округи.

Паспорт памятника культуры и истории - Казанской церкви с.Палаевка (в полном объеме находится во вложенных файлах, смотри ниже)

Знаменская церковь с.Яковщина

Знаменская церковь была сооружена в конце XVIII века над могилой семьи местных помещиков Кожиных, казненных пугачевцами в 1774 году. Бунтовщики казнили всю семью помещиков Кожиных: главу семьи коллежского асессора Ивана Ивановича Кожина, его жену Татьяну Сергеевну, их дочерей Аграфену, Авдотью, Варвару и мать помещика Авдотью Николаевну. Умерщвлению подверглись также несколько родственников владельцев села. Наследники Кожиных, брат казненного хозяина и его малолетняя дочь, избежавшие смерти, мстить своим крестьянам, принимавшим участие в расправе, не стали. Василий Иванович Кожин в 1792 году соорудил Знамескую церковь.

В 1860-х годах внучка Василия Ивановича Ю.Ф.Кожина основала монастырь. В 1864 году она подала прошение на имя епископа Пензенского Антония, в котором предложила «в память несчастного происшествия и для вечного поминовения родных… устроить при Знаменской церкви женскую общину именем Вознесенской». Благотворительница брала на себя обязательство обеспечить общину материально и предложила использовать уже построенный большой дом при храме и расположенную рядом усадьбу, а также лес, пашню, покосы.

Основное направление для монастыря избиралось социально-просветительское: сестры должны были заниматься общественным призрением и народным образованием. Кожина добилась покровительства императрицы Марии Феодоровны…

В начале ХХ века в монастыре было 65 человек. Количество учеников в монастырских классах доходило до 40 человек. От обители до нашего времени не дошло ни единого здания, кроме руин Знаменской церкви.

Помяни, Господи, души усопших рабов Божиих Иоанна, Татьяны, Аграфены, Авдотьи, Варвары, Авдотьи, Василия, Иулии


Назад к списку